15 марта 2008

Ответ от ise-dvp

"Педагогический энциклопедический словарь даёт такие сведения: "система методов и приёмов воспитания и бучения, основанные на антропософской концепции развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Основы В.П. разработаны Рудольфом Штайнером".
Первая школа была открыта в 1919 году в германии (Штутгард) для детей рабочих фабрики "Вальдорф-Астория" (отсюда и название). В 90-е голды их насчитывалось ок. 500 школ и 1000 садов.
Любопытен факт, что во время войны на территории Германии школы эти были закрыты, а учителей подвергли репрессиям.
Как понимал эту педагогику сам Штайнер (информация взята из книги " Воспитание к свободе. Пендагогика Рудольфа Штайнера. Из опыта международного движения вальдорфских школ" Текст: Франс Карлгрен. Изд. Московского Центра вальдорфской педагогики М., 1993.):
"Вальдофская педагогика ставит своей задачей: сохранить и здоровым, естественным образом развить в человеке так называемую "субстанцию детства", без которой человек не может стать самим собой, но превращается лишь в некоторую функцию (пусть эффективную). Для этого данная "субстанция", со своими внутренними особенностями и закономерностями развития, должна быть познана: в её общих чертах и применительно к каждому конкретному ребёнку. Это очень сложная задача, и для подхода к ней вальдорфская педагогика обращается к своей духовно-научной основе: к антропософскому познанию человека. В силу сказанного, вальдорфскую педагогику можно считать современной, духовно-научной экологией детства".

Статья из Воронежского журнала "Куда пойти учиться" за октябрь 2007 года.
Думаю, раскроет кое-что по заданному вопросу :))


Вальдорфское образование – это альтернатива?!...

О вальдорфской школе можно и нужно сказать, прежде всего, что она свободна. Она действительно свободна. Эта свобода не абстрактна, а конкретна. Свободна от жесткого контроля за проведением учебных занятий. Свободна от «давления» на ребенка, от давно скомпрометированного способа «стимулирования» ребенка выставлением положительных и отрицательных отметок. Она освобождает и учителя от не свойственной ему роли карать и миловать учащихся ежедневными балльными оценками-отметками. Свободна от принуждения детей к учебным занятиям: в школе созданы педагогические условия, в которых ребенок сам принимает решение и приступает к выполнению учебных занятий.
В школе нет и не может быть второгодников, поскольку каждому ребенку предоставлена возможность продвигаться в учебной деятельности в меру своих способностей и сил. Его никто не подгоняет, поэтому образование в вальдорфской школе всегда педагогически доступно для всех.
Особенностью и достоинством школы является наличие реального воспитателя, в школе его называют классным учителем. Задача классного учителя (воспитателя) - согреть вниманием и любовью маленького человека, чтобы он смог раскрыться и удивить нас с вами, мир.
Классный учитель в вальдорфской школе ведет класс с 1 по 8 класс, преподавая в них все или основные учебные предметы. Он весь учебный день находится рядом со своими учениками, смотрит, наблюдает, помогает, участвует во всех делах своих учеников: играет на музыкальных инструментах, лепит, поёт, убирает класс... - и так в течение 7-8 лет. Это позволяет ребенку до 14 лет, в самый, как говорят, опасный возраст (в период физиологического созревания) иметь перед собой реальный образ взрослого, который владеет содержанием нескольких учебных предметов и представляет нравственную жизненную позицию.
Вальдорфская школа дает все, что в реальности дает обычная общеобразовательная школа. Но плюс к этому она дает немало другого и в качественном, и в количественном отношении и имеет большой объем разнообразных занятий, который превышает рамки обычной школы. В школе учатся говорить на двух иностранных языках с первого класса. Все ученики играют на флейте, поют, жонглируют, умеют вязать и шить. За время обучения ученики получают практический опыт во многих сферах жизни общества, что позволяет глубже понять, кто он есть и чего хочет в жизни.
Работа перьевой ручкой, лепка, вязание, жонглирование различными предметами – это на первый взгляд, совсем не важные, известные и обычные вещи, как мелочь в кармане. Но это не только развитие пальцев, кисти и самой руки, но и развитие головного мозга, особенно тех его структур и центров, которые связаны с речью. Известно, что люди, не умеющие ловко владеть пальцами рук, обладают столь же «неловким интеллектом». Таким образом, основа гибкого интеллекта сознательно закладывается школой.
Учебные предметы преподаются «эпохами» - в течение 3-4 недель один и тот же предмет на первом сдвоенном главном уроке. Это позволяет не только концентрировать учебный материал, но и погрузить ученика в содержание учебного предмета, в течение 20-30 часов поддерживая его интерес.
Вместо балльных оценок, учитель указывает и показывает каждому ученику, что им усвоено правильно и полно, и что именно нуждается в повторной проработке. А по завершению каждой предметной эпохи и в конце учебного года составляются развернутые характеристики на каждого ребенка и его достижений как ученика по учебным предметам.
Овладение музыкальными ритмами, ритмами танцев народов мира, ритмами различных поэтических форм, ритмами, которыми пронизана вся человеческая жизнь, включено в учебные занятия. Именно на это обращено внимание детей школы, именно в эти ритмы вовлечены они и оказываются подготовленными, чтобы уметь различить естественные конструктивные и деструктивные ритмы безудержно гремящего и орущего мира.
У школы есть и свои ритмы, органично выросшие из самой нашей жизни, ежедневные: учебные занятия на главном эпохальном уроке с включением и сменой ритмов движения тела, воспроизводство музыкальных и танцевальных ритмов в течение 20 – 30 минут, и прогулки на свежем воздухе; недельные: пятидневка и открытые субботние мастерские; предметные эпохи и завершающие их фестивали; годовые - ярмарки изделий ручной работы, праздник хлеба и фонариков, спектакли старшей школы и Рождества, ежегодные летние походы и поездки в другие вальдорфские школы России. Все это делает школу мастерской, где всегда кипит интересная работа, и домом, где всегда разделяют тревоги и радости творческой жизни детей."

Это ответ от пользователя ise-dvp на вопрос: Что такое вальфдорская педегогика?

Оцените, пожалуйста, этот ответ
Отказаться от рассылки ответов на этот вопрос