15 апреля 2008

Ответ от neiron

"Во втором номере журнала "Практика Интернет-маркетинга" была как раз статья на эту тему - о том, что Гугл меняет рынок разработки корпоративных сайтов. Онлайн-версии журнала нет, поэтому ссылку дать не могу. Попробую "впихнуть" текст сюда, хотя он довольно большой.

*******************************************************

Вы всё еще платите за корпоративный сайт?

Тогда мы идем к вам, рассказать про альтернативы.

Компании, разрабатывающие корпоративные сайты, берут солидные суммы за то, что можно получить бесплатно. Как обзавестись сайтом с поддержкой пользовательского сообщества, не спуская бюджеты на "благотворительность"?

У рынка корпоративной веб-разработки в Рунете всегда была непростая судьба. Всего несколько лет назад в компания-вебстроителях на вес золота ценились сейлзы с обостренными талантами презентации. Солидные бизнесмены в то время воспринимали Интернет как к нечто среднее между игровой площадкой и местом самовыражения разнообразных маргиналов. Но постепенно прогресс победил, и даже очень маленькая, но гордая компания не обходится без веб-визитки с прочувствованным текстом о фирме и указанием её контактов. Чем крупнее масштаб бизнеса, тем более солидный сайт хочется клиенту. "Солидность" для него обычно выражается в количестве фунциональных и дизайнерских "наворотов" и "фишек", а также в знаменитости бренда компании-разработчика. Вопрос о том, а каким собственно образом переливающаяся менюшечка от Артемия Лебедева помогает бизнесу, незаслуженно обходится вниманием.

Красивые против умных

Возможно, это происходит потому, что Интернет, вопреки процветающей моде на него, так и не стал чем-то привычным, рядовым рабочим инструментом, а до сих пор остается предметом представительского шика, вроде шестисотого Мерседеса или силиконовой секретарши.

На самом деле, у сайта есть простые и конкретные задачи. Одна – классическая: содержать информацию о компании и продуктах. Вторая – современная: предоставлять посетителям сервисы для общения друг с другом и с компанией. Сервисы привязывают человека к сайту, а через него – к бренду. Наиболее простой пример – почта на домене компании. Если человек получает и отправляет письма с ящика vasya@compania.ru, то сама compania ему некоторым образом западает в душу, становится частью его собственного делового имиджа. Допустим, compania торгует канцтоварами. Долго ли будет vasya думать, где заказать партию одноразовых ручек, возникни у него внезапно острая потребность в таковых?

Что же получается? Вместо скромного пятистраничного сайтика компании надо заказывать чуть ли не создание социальной сети? "Да!", - радостно заверяет в один голос рынок корпоративной веб-разработки. За какую-то пару сотен тысяч долларов веб-дизайнеры обещают развернуть портал с поддержкой сообщества, фотохостингом, видеохостингом, средствами совместного планирования, создания и редактирования пользовательского контента.

Звучит шикарно. Поэтому и стоит дорого. Иных, объективных причин современной перегретости рынка корпоративной веб-разработки нет. Потому что реализовать корпоративный сайт с сообществом и сервисами можно практически бесплатно, силами штатных вебмастера и копирайтера. В конце концов те самые "навороты", за которые берут деньги компании – это всего лишь форма, а не то уникальное содержание, несущее рекламный message компании и являющееся главным смыслом существования сайта.

Дизайнерские фокусы с разоблачением

Генеральный директор компании sterno.ru Ольга Стерник уверена в том, что рынок корпоративной веб-разработки доживает в своем современном состоянии последние дни. "Противоестественно продавать по заоблачным ценам то, что само по себе стоит сущие копейки", - рассуждает она. "Разработчики клонируют одни и те же сервисы, и берут за это с клиентов совершенно несоразмерные деньги. Пока клиент не поумнеет и не увидит собственными глазами, насколько дёшево может обходиться полноценное корпоративное коммьюнити, веб-компании продолжат его разорять".

Среди клиентов Sterno.ru присутствует всемирно известный поисковый гигант Google. Поэтому, а не потому, что альтернатив инструментам Google не существует, Ольга Стерник иллюстрирует свои соображения о раздутости рынка при помощи использования пакета служб Google под названием Google Apps for your domain ("Приложения Google Для Вашего Домена").

Этот пакет приложений позволяет снабдить сообщество, организованное вокруг бренда на базе корпоративного сайта, инструментами для общения, взаимодействия с администрацией и организации личного интернет-пространства.

Собственно, что мы понимаем под термином "сообщество"? По сути дела, это база никнеймов зарегистрированных на сайте посетителей. Но этот скелет обязательно надо обрастить мясом из сервисов, которые позволят никнеймам чем-то на сайте заниматься.

Сам сайт тоже можно разработать средствами Google Apps - в набор включен бесплатный конструктор сайтов. Но среди всех приложений это, пожалуй, самое слабое, поэтому сайт лучше делать отдельно, на основе бесплатной CMS. Существуют системы управления контентом, специально предназначенные под построение сообщества вокруг сайта (Drupal). Но можно брать любую, главное, чтобы поддерживалась регистрация пользователей на сайте и хранение их в виде базы данных. (такой функционал есть даже у CMS, традиционно используемых под блоги: WordPress, Joomla, Blogger. Последний принадлежит Google, так что желающие соблюсти чистоту рядов могут задействовать именно его, и насладиться тотальным представительством Гугла во всех элементах разработки).

Вариант от Google: на плечах гигантов

Итак, ваш штатный вебмастер освоил бесплатную CMS, заполнил контентом несколько страниц, получил первые регистрации пользователей и готов начать окультуривать их в сообщество. Для этого ему надо зарегистрироваться в Google Apps, синхронизировать с Google DNS сайта и пользовательскую базу и настроить предлагаемые приложения.

А приложения предлагаются следующие:

1. Стартовая страница. Главная страница сайта в исполнении Google славится своей динамичностью и дает зарегистрированному посетителю настраивать её под себя. Делать он это может путём расположения на странице гаджетов – отдельных информационных блоков. Их же иногда называют виджетами, хотя, если углубляться в нюансы, виджеты несут скорее визуальную, графически представленную информацию, а гаджеты – текстовую. Страница таким образом состоит как бы из небольших окошек, которые можно менять местами, добавлять и удалять. Администратор сайта может сделать часть окошек обязательными, например, текстовый блок с новостями компании, а другие разрешить менять. Потенциальное разнообразие га(ви)джетов впечатляет. Можно расположить на странице информацию о погоде, наличии в почтовом ящике непрочитанных писем, календарь с отмеченными в нём событиями, чат в режиме реального времени, курс мировых валют, обновляемый при каждой перезагрузке страницы анекдот, и так далее. Определенный набор гаджетов предоставляет пользователям сам Google, кроме того, их можно создавать самостоятельно.

2. Почта Google. Причём не в традиционном виде vasya@google.com, а на домене вашей компании. То есть, снаружи почта вроде бы ваша, и бренд фигурирует в ящике вида vasya@compania.ru, но внутри – классическая гуглопочта большой вместимости и с суровым антиспамом.


3. Календарь Google. Главная функциональная "фишка" – возможность назначить на определенные даты события и задать отправку извещений о них на почту членам сообщества. Таким образом пользователей можно информировать о мероприятиях, которые компания проводит для клиентов и СМИ – распродажи, пресс-конференции, встречи с покупателями, презентации новых марок продукции, и многое другое.

4. Google Docs – документы Google. Совместная работа с документами позволяет организовывать Wiki – этим термином обычно называются гипертекстовые базы знаний, страницы которых можно редактировать прямо из браузера без всяких специальных навыков работы с HTML. Какую именно информацию организовывать в форме Wiki – вопрос со множеством вариантов ответов. Можно, например, сделать книгу жалоб и предложений, где представители компании смогут отвечать на жалобы клиентов и отписываться по принятым мерам непосредственно под записью об их необходимости.


5. Чат Google Talk. Пользователь может расположить на странице виджет Google-чата и общаться с другими пользователями, залогинеными в данный момент в системе, по протоколу Jabber.

6. Фотохостинг Picasa. Этот западный сервис был относительно недавно приобретен Google, но пока не интегрирован с основными сервисами. Так что если вы хотите дать своим пользователям возможность вывешивать, оценивать, рейтинговать (и так далее) фотографии, вашему домашнему программисту придётся покопаться с "подвязыванием" Picasa немного дольше, чем могло бы. Но результат всё равно получится впечатляющий.

На основе интеграции фотовозможностей Picasa и сайта на бесплатной CMS Drupal создан, например, проект Silvercam. Это конкурс, проводимый Московским Домом Фотографии. Конкурсанты выкладывают свои работы на хостинг Picasa, в специальный конкурсный альбом, затем сообщают на сайте silvercam.ru системе свой пароль и логин на Picasa, после чего начинается "разделение труда". Физически фотографии хранятся на Picasa, всякие же конкурсные трансформации – получение оценок, группировка по тематическим меткам, комментирование фотографий, добавление авторов в ленту друзей – происходит на сайте "Серебряной Камеры". Если бы не логотипы Google и Picasa, ничто бы не могло разрушить впечатление, что сайт работает на дорогой, индивидуально написанной CMS с расширенным функционалом использования фотографий.

Что получаем в итоге? На основе корпоративного сайта формируется сообщество пользователей, которые могут организовать главную страницу сайта на свой вкус и постоянно находиться в контакте с другими членами сообщества (среди которых одними из самых активных будут, конечно, представители компании-владельца сайта). Как известно, чем больше собственной активности пользователь вкладывает в организацию окружающей его веб-среды, тем сильнее он привязан к получившемуся результату.
Апофеозом происходящего может стать превращение вашего корпоративного сайта в своеобразное "окно в Google". Собственно на это и рассчитывает сам Google, развернувший сейчас мощную компанию по популяризации своих приложений. Так или иначе, выигрывают обе стороны – если именно у вас на сайте человек оценит все прелести гуглопочты и календаря, связаны они будут в его сознании именно с вашим брендом. А если посетитель успел оценить их где-то еще, ваша корпоративная страничка в его глазах резко набирает "продвинутости" – срабатывает бренд уже Google.

Вариант от Sterno.ru: киберлего, мультиэго

Главная идея приведенной схемы вовсе не в том, что Google крут. А в том, что решить задачу создание современного, продвинутого, интерактивного корпоративного сайта можно путём сбора необходимого из уже готовых наборов "веб-конструктора". Google – он как "Лего": всемирно известный, активно продвигающийся, высококачественный – но не единственный. Например, уже упоминавшаяся компания Sterno.ru одновременно с выходом данного номера журнала презентует собственный конструктор сообществ. Под брендом "Мультиэго" выйдет своеобразный "народ.ру для сообществ". Бесплатно он работать, конечно, не будет, но цена использования окажется символической даже для индвидуального пользователя, не говоря уже о компании. Специалисты sterno.ru, не стремясь изобрести велосипед, просто составили конструктор из всех возможных опций, используемых в сообществах. Счастливый обладатель аккаунта на Мультиэго может выбрать нужные и создать, например, блогхостинг с комментариями, возможностью чтения френдленты для каждого пользователя, включить или отключить там возможность комментировать анонимно, разрешить или ультимативно потребовать вывесить фотки, развести в сообществе анархию или наоборот позволить писать только себе, а зарегистрированным пользователям – подобострастно комментировать сообщениями длиной не меньше 500 символов и посылать любимому админу виртуальные поцелуйчики и личные сообщения.

Платное пользование сервисом позволяет получить домен второго уровня, создать на нём информационные страницы, загрузить собственный дизайн (или, если совсем уж экономия, только логотип компании) и получить на выходе опять же полноценный корпоративный сайт с сообществом, интерактивностью и прочими рюшечками, засасывающими юзера в культуру бренда. Есть, конечно, у такой системы и минусы. Например, простота использования. Это очень коварная черта сервиса, из-за которой генеральный директор компании может оказаться потерян для коллектива – если усядется сам конструировать сообщество из функциональных кубиков и слегка увлечется процессом.

Помимо платного использования предусматривается и бесплатное – на поддомене, на имеющихся в сервисе шаблонах дизайна – в общем, выглядеть всё будет не так солидно, хотя работать – вполне адекватно.

Итого

Ну что ж, попробуем подвести итоги в цифрах. Разработка с нуля корпоративного сайта с функционалом сообщества в средней веб-студии обойдется вам в сумму от $5000 и выше. Профессиональный пакет служб Google Apps обойдется вам в $50 в год за каждый пользовательский аккаунт. То есть, если у вас на сайте зарегистрируются 100 человек, то за год вы заплатите те же $5000. Но можно и не платить вообще ничего, выбрав вместо Профессионального Базовый пакет. Последний не обслуживается техподдержкой Google, но недостаток это крайне неочевидный. Главное – что в бесплатном пакете доступны вcё те же почта, чаты, стартовые страницы, календарь, и проч. Платное использование конструктора сообществ Multiego разорит вас на сумму порядка $100 в год. Плюс придётся платить зарплату штатному сисадмину – но если вы задумали присутствовать в интернете, без него всё равно не обойдетесь, так что можно вычёркивать.

Людмила Кудрявцева,
компания «Ашманов и Партнеры»"

Это ответ от пользователя neiron на вопрос: Использование сервисов Google для построения бизнеса

Оцените, пожалуйста, этот ответ
Отказаться от рассылки ответов на этот вопрос